«Лес записей Дун-по» 東坡志林 Су Ши (蘇軾 1007—1072)
Когда Фу Янь-го был в Цинчжоу, к северу от реки разразился страшный голод и люди наперебой бежали оттуда. Одна семейная пара с младенцем на руках до такой степени претерпела от бедствия, что стало ясно: всем не выжить — и тогда было решено оставить ребенка в пустой могиле слева от дороги.
Когда год спустя они возвращались в родные места, то, проходя мимо могилы, хотели было забрать косточки сына — а мальчик, оказывается, жив! Упитанный, здоровый, совсем как в те времена, когда еще не было голода, — увидел отца с матерью и пополз к ним на четвереньках. Родители осмотрели могилу: пусто — лишь в стенке дыра, круглая и ровная, будто крысиный ход. Тут из дыры показалась серая жаба, размером в колесо от телеги, дышит «пых-пых» — вылезла в могилу. Стало ясно, что когда мальчик был в могиле, он все время дышал ее дыханием, оттого, хотя и не ел ничего, остался здоров. С тех пор мальчик по-прежнему ничего не ел. Лет в шесть-семь тело его было белое и гладкое, как нефрит.
Взяв мальчика, отец его отправился в столицу, чтобы показать его известному детскому врачевателю Чжан Цзин-куану. Чжан сказал:
— Тварь, что так дышит и может зарываться в землю, — вроде огромной змеи-лягушки. Роет землю и оттого не способна есть, а раз не ест — значит, долголетняя. Это же тысячелетняя лягушка! Теперь вашему сыну не нужны лекарства, а если он не будет есть и не женится — определенно, когда вырастет, он познает Дао-Путь!
Отец радостно подхватил мальчика и ушел, и что с ними стало дальше, неизвестно.
Мне эту историю рассказал Чжан — кажется, на шестой год Цзя-ю.
Примеч. Фу Янь-го — сунский сановник Фу Би (富弼 1004—1083), второе имя Янь-го 彥國. Шестой год Цзя-ю — 1061.