Михаил Делягин про Китай

Автор: | 11 февраля, 2010

Стенограмма беседы на радио «Комсомольская правда» FM 97,2. 08.06.2009. Сказано все верно и правильно. Тоже сохраняю тут на всякий случай.

"В ближайшие 10 лет Китай будет заниматься собой, не нами.  Эти 10 лет у нас есть"

Евгений ЧЕРНЫХ — 08.06.2009

— Михаил, все чаще эксперты говорят, что победителем из мирового кризиса выйдет именно Поднебесная. Отсюда опасения, что Сибирь, Дальний Восток перейдут к победителю. Вот уже и книжка у них вышла на эту тему. Тревожный сигнал.

ДЕЛЯГИН:

— Знаменитую книгу «Китай сердится» все сегодня обсуждают, но никто не читал, потому что на русский она еще не переведена. Там говорится, что китайской нации нужно жизненное пространство, что этот термин, запачканный германскими нацистами, нужно реабилитировать, потому что он имеет смысл. И в отношении Китая, действительно, термин имеет смысл. Когда вы видите, как развивается Китай и как развивается Россия по другую сторону реки Амур, волосы встают дыбом.

Можно сопоставить развитие Китая в 90-2000-е годы, когда он рос, в последние годы вообще на 11,5 процентов, — и развитие России, если это вообще можно назвать «развитием»: нам ВВП удвоить так и не удалось. У нас был рост без развития, а у них как раз было развитие. Они осваивали новые технологии, сделали сверхсовременную железнодорожную магистраль через всю страну в Тибет и т.д.

— Не говоря уж про шоссейные многоуровневые дороги. Знакомый бизнесмен вернулся из Китая в шоке. В глубинке, за тысячу километров  от Пекина они отгрохали громадный металлургический комбинат, где рабочие  в белых перчатках!  Не для показухи, как у нас – бизнесмен в металлургии  в собаку съел. Он уж молчит про супертехнологии, но перчатки его убили!

ДЕЛЯГИН:

— Что комбинат, они Единую энергосистему создали! Наши либеральные реформаторы уничтожили единую  советскую энергосистему, распилив ее на множество кусочков и создав чудовищные риски для каждого из граждан России, а китайцы свою
собрали. А ведь у них ее никогда не было! Они развивают атомную энергетику, развивают все технологичные производства, которые можно только себе вообразить, самостоятельно – в отличие от нас сегодня — летают в космос. И в технологическом отношении скоро Китай будет второй страной мира.

При этом нужно понимать, что он обладает по-прежнему огромной, дешевой и дисциплинированной рабочей силой.  Любой человек, который сталкивался с китайскими рабочими, инженерами, специалистами, знает, что у них трудовая мотивация на высочайшем уровне.

У нас трудовая мотивация уничтожена в своей массе либеральными реформами. В российской деревне за достаточно большие для российской деревни деньги граждане России работать не хотят.

Теперь давайте возьмем экономический кризис. В России это экономический спад в 1-м квартале на 9,5 процентов ВВП, в Японии — более чем на 4 процента, в США — на 2,6 процента. А экономический кризис в Китае — торможение роста с 11,5 до 6,1 процентов. И при этом китайцы рвут на себе волосы, говорят: какой ужас, достаточно внятно критикуют даже свое руководство, потому что они оказались недостаточно подготовлены к такому кризису.

20 миллионов лишились работы (по меркам Китая это незначительная величина), потому что сократился экспорт, большое количество рабочих из городов отправили в деревни.

Надо понимать: благодаря ориентации китайского государства на модернизацию у них совершенно другой кризис.

Если бы наша политика 2000-х годов не была последовательной политикой отказа от модернизации и собирания «гробовых» в виде всех этих пресловутых Стабилизационных фондов, Резервных фондов, фондов якобы национального благосостояния и т.д., то тогда у нас тоже было бы что-то подобное. Но мы 90-2000-е годы своими руками засунули под хвост нашим уважаемым олигархам и бюрократам. А китайцы работают. А ведь тот, кто работает, тот и побеждает.

—  Совсем не случайно Уоррен  Баффет, Сорос, другие известные  в мире финансисты   уделяют огромное внимание Китаю, заявляют, что в него надо вкладываться.

ДЕЛЯГИН:

— Ведь там действительно достаточно благоприятные условия для бизнеса. Могу сказать, что огромное количество российских бизнесменов в 2000-е годы, замучившись с произволом той же самой милиции, других силовых структур, с полным безумием
государственных органов управления, свое производство тоже переносили в Китай. А на родине лишь продавали продукцию, которую производили на своих заводах в Китае.

Это было достаточно массовым явлением, в том числе для тех, кто работает на московский рынок. Несмотря на сложности транспортировки, потому что из-за нашей доблестной таможни, наших чудесных железных дорог проще везти не из Китая по железной дороге напрямую, а морем — в Германию, Финляндию, а уж оттуда забрасывать в Россию. Европейская таможня у нас, похоже, более цивилизованная, чем азиатская. И все равно, несмотря на сложности с логистикой, это оказалось выгоднее.

Но есть две крайности в отношении Поднебесной. Первая крайность — Китай завтра рухнет, потому что у него много проблем! Это мы слышим от американцев и российских либералов с 92-го года.

И вторая — Китай будет править миром, потому что китайцев много и они работают. Это две стороны одной медали, ибо проблема заключается в том, что мы про Китай почти ничего не знаем. Мы не знаем, как он устроен, как он работает, какие у него на самом деле проблемы.

Это вызвано объективными причинами. Российская общественная наука практически уничтожена, в том числе в плане изучения Китая, как, впрочем, и США. С США попроще, потому что нет культурного барьера.

И английский язык более доступен, чем китайский, и культура ближе к нашей, поэтому нам проще их понимать. Основная же часть российских китаеведов сегодня просто существует на деньги китайской Академии наук. И для них что-нибудь плохое сказать о Китае или что-то не нравящееся китайцам — значит просто лишить себя источника существования.

У нас есть целые институты, которые имели прекрасную репутацию еще 15 лет назад, но сейчас эти специалисты на правах младших братиков и сестренок ездят в Китай, сидят там тихо и делают то, что им скажут. Потому что не могут иначе. Они сильно любят Китай, хотят его изучать, но рассказать о результатах своих исследований по-честному не могут, потому что сразу лишатся денег. И масштабы китайского проникновения в мозги российской элиты фантастичны.

Еще в 2004 году, помню, был любопытный случай: на очень серьезной конференции при обсуждении международной ситуации зашла речь о Китае.

И один очень уважаемый сегодня в России человек, который сейчас учит студентов в одном из лучших российских вузов, с пеной у рта доказывал, что никакой китайской проблемы для России не существует, потому что всего-то китайцев на нашей территории , по переписи населения 2002-го года, живет 30 тысяч, — и на это можно не обращать внимания.

Мы все знаем, как проводилась перепись 2002 года. Я, например, с гордостью могу сказать, что я человек не переписанный, как и вся моя семья, потому что не очень трезвые переписчики в моем доме просто слетели с лестницы.

Но даже та перепись нашла в России не 30, а 300 тысяч китайцев. То есть уважаемый российский эксперт, полуофициальное лицо, на голубом глазу в 10 раз занизил число китайцев, находящихся в России, — и все в порядке!

Сами же китайские эксперты говорят про 2 миллиона соотечественников, единовременно находящихся на территории России.

И очень неохотно, скрипя зубами, но признают цифру 3 миллиона. Оговаривая, что это не постоянно проживающие, а единовременно находящиеся, включая «челноков», студентов, рабочих сезонных и т.д.

На самом деле, если учесть, что численность безработных в Китае до кризиса равна была примерно населению РФ, а людей, имеющих частичные заработки, 280 млн. человек по официальным китайским данным, то, действительно, 3 млн. человек на нашей территории – это совсем немного.

Но если посмотреть, как мы обходимся с Сибирью и Дальним Востоком, сколько населения мы там оставили своей чудовищной, антироссийской по сути политикой, — то это много.

На самом деле Китая нужно бояться не потому, что он что-то плохое хочет в отношении нас сотворить, а потому, что есть закон природы: она не терпит пустоты.

Если у вас пустое пространство, не населенное, как Сибирь и Дальний Восток, а рядом территория с жесточайшим перенаселением, и при этом ваша территория управляется из рук вон плохо, абсолютно безумно, совершенно нелепым образом, а на той стороне управление достаточно эффективное, и достаточно эффективное развитие, и вообще Китай — это мастерская мира, какой была когда-то Великобритания, то вы в большой опасности вне зависимости от того, что думают о вас ваши соседи.
Просто потому, что дурак рядом с умным всегда будет объектом второго сорта.

— Почему  же они тогда все еще терпят нашу мозолящую глаз  пустоту?

ДЕЛЯГИН:

— Надо учесть: нашу пустоту терпят все-таки достаточно долго — потому, что Китаем правят люди, которые традиционно живут на юге. Для них Сибирь и Дальний Восток – это очень холодные, неуютные места.

И действительно, то, что мы имеем со стороны Китая, — как правило, авантюристы, единичная экспансия. Но при этой единичной экспансии, например, треть овощей в Челябинской области уже производится китайцами. Они просто снимают три урожая с теплицы там, где наш крестьянин еле-еле снимает один. И дело здесь не только в трудолюбии, но прежде всего в интенсивных технологиях.

Какие генномодифицированные продукты, при помощи какой химии они там используют, неизвестно. Но ведь это вопрос не к китайцам, а к нашим регулирующим органам: «Ребята, если вы хотите исполнять свои обязанности, то проверьте один раз, и все будет нормально. А если вы хотите тупо брать взятки, которые вам, может быть, дают, тогда — другой разговор. Тогда нам нечего обижаться на Китай, — тогда вас надо направлять осваивать прилегающие к нему регионы».

—  Есть расхожий анекдот: «В продаже появились поддельные китайские окорочка. От настоящих отличаются тем, что они больше и вкуснее».

ДЕЛЯГИН:

— Да, мы видим китайские автомобили, которые пока еще проигрывают по качеству, но по критерию цена — качество уже выигрывают. И я думаю, что через несколько лет китайские автомобили будут ничуть не хуже европейских. И именно в китайских автомобилях, а не только в мировом кризисе заключается причина банкротства «Дженерал Моторс».

Между прочим, довольно значительное количество россиян на самом деле живет на территории Китая. Потому что это не просто дешевле, но и безопаснее, там существенно лучше не просто инфраструктура, а вся городская среда.

Хотя на северо-востоке Китая не хватает воды и у них есть другие проблемы, тем не менее, это лучшая городская среда, чем у нас. Там нормальное отношение к людям, даже к некитайцам. И люди живут по другую сторону Амура, а в бывшие свои города на российской стороне ездят работать.