Записки Отшельника Кэ-и: о кротах

Автор: | 2 июля, 2021

В южных землях в изобилии водится животное — размером в крысу, какие живут в зерновых амбарах, четыре ноги, хвост короткий, не бегает, не прыгает, не видит: совсем слепое. Живет под землей. Местные жители называют его — «крот».

А в Петербурге таких-то нет вовсе и оттого лишь придет корабль с юга, все тут же бегут на пристань, наперебой покупают кротов, — их много привозят торговые люди. В годы под девизом правления Синь-шоу цзю-чжэн за одного крота давали до десяти тысяч связок монет, и все равно достать было очень трудно, и даже мелкий и слабый крот считался за удачу. Во всех знатных домах тогда держали кротов — в специальных чашах хрустального стекла, куда насыпали отборную землю, размером до трех шэнов. Кроты прихотливы, часто дохнут, но люди до сих пор верят, что они приносят достаток.

Будучи по служебным делам на юге, в доме моего знакомого я видел одного крота — совсем старый, он высунулся из земли и лежал, нежился в лучах полуденного солнца. Усы поломаны, шерсть свалявшаяся — очень страшный, можно испугаться. Через три года я узнал, что крот того моего знакомого издох. Все были безутешны. Старший сын взял тельце крота, отнес мастеру и тот изготовил прекрасное чучело: уши растопырены, лапы напряжены, вот-вот прыгнет. Чучело поставили на каминную полку и с тех пор в доме никогда не переводились деньги, а нечисть обходила ворота за пять или даже больше ки. Через пару лет такое вошло в обычай, а нынче чучела кротов покрывают тремя слоями лака и так держат в домашних алтарях, приносят им жертвы и обращаются с просьбами. Те же, кто выбросил сдохшего крота на помойку, потом горько раскаивались.

Уху! Я, Отшельник Кэ-и, сам никогда не держал крота — наверное, поэтому и не достиг на слу­жебном поприще особенных успехов, а дом мой гол и сир: только стены торчат. Не воспользовался, что называется, возможностью. А жаль.

Примечания Неизвестного. Петербург. — Судя по всему, имеется в виду город Санкт-Петербург, крупный промышленный, торговый и портовый центр северо-западной части Российской Федерации, административный центр Ленинградской области. Был основан в 1703 г. известным реформатором Петром Первым Великим (Петр Алексеевич Романов, на троне 1689—1725), в честь которого и получил свое название. Был столицей (1732—1918). Позднее был переименован в Петроград, Ленинград и обратно в Санкт-Петербург, а столица отъехала в Москву. Подробнее см.:  Пи-пиводитель по Петербургу. СПб., 1999. Насчет отсутствия кротов в Санкт-Пе­тер­бурге — явное авторское преувеличение, хотя следует признать, что местный климат не столь благоприятен для этих милых животных, нежели природа российского юга.

Годы правления под девизом Синь-шоу цзю-чжэн. — «Новая рука старого аппарата», единственный девиз правления президента В. В. Путина (на троне 2000—?), прославившегося укреплением так называемой вертикали власти и борьбой с придворными группировками («дан»). По признанию заслуживающих доверия современников, живо интересовался кротами и рассматривал возможность их промышленного использования в сельском хозяйстве.

Десять тысяч связок монет. — Здесь автор явно хотел сказать красиво, ибо при президенте Путине монеты на веревки еще не нанизывали; надо понимать как «очень много».

Шэн — мера для пива, в годы правления Синь-шоу цзю-чжэн один шэн был равен двадцати трем с половиной литрам.

Ки. — Автор склонен к сокращениям; видимо, имеется в виду километр, то есть тысяча метров (один метр при обычных обстоятельствах равен, как правило, ста сантиметрам).

Уху! — вопль сожаления. Так вопили разные исторические люди в разные исторические эпохи, от Конфуция (551—479 до н. э.) и до Мао Цзэ-дуна (1893—1976), и последний со свойственной ему склонностью к категорической реформации урезал данный вопль до узкофункционального «У!» — как раз во время совещания по делам образования, в результате чего студенты-медики стали учиться пять (у) лет, вместо четырех, как было до реформации вопля.