Китай-25. Часть 11

Автор: | 2 декабря, 2011

Среди прочих интересностей Сианя — мусульманский квартал. Один из входов в него открывается неожиданно: идешь этак на запад от Барабанной башни по главной улице, и вдруг справа, в недрах суперсовременного отеля — вот такие миленькие воротца, зеленые, разумеется, и за ними — резкий контраст главной улице и отелю. Собственно, попасть в мусульманский квартал можно с разных сторон, но я наткнулся именно на эти воротца.

Узкие, лениво изгибающиеся улочки, двух-трехэтажные дома не первой свежести — и кипучая жизнь днем и ночью. Первые этажи — лавки. Всякие. Хотя, если как следует подумать, то в основном — торгующие сувенирами, жратвой и сладостями-орехами-лепешками как разновидностью жратвы, но не до конца: многочисленные магазинчики предлагают ошеломляющее разнообразие всяких засахаренных (и тому подобное) фруктов в красивой упаковке. То есть это все прямо на месте, в отличие от шашлыка, сожрать не предполагается — нет, это Сувениры. Сианьская специфика. Признаюсь: мы к специфике приникли. Ну — да, специфика. Местами — очень. Хотя бывает и на полуевропейский вкус.

Местный народ — а это те самые мусульмане, в основном народность хуэй, весьма жалует наваристый бараний бульон с лапшой (он наверняка имеет правильное название, но я не удосужился узнать), а вываренные кости тут же на месте подвергаются дополнительной утилизации. В дело идет все.

Выше — одна из лавок, торгующих наном разных размеров. В глубине можно созерцать тандыр, на стенки которого мусульманские парни споро лепят свежие, жаждущие термической обработки лепешки. Нан — он всем хорош. Он вкусен покуда свеж, и прекрасно размачивается в воде, когда высох, а это происходит быстро.

Лучше, конечно, сходить в сианьский мусульманский квартал дважды — днем, когда все как следует можно разглядеть, и ночью, когда тут царит истинный пир духа, то есть живота, и это немного другой квартал. Народу ночью — больше, потому как все уже как следует поработали, а теперь надо срочно правильно поесть, да и вообще: ночью приятнее.

И вот такое — через каждые пять метров. То есть непрерывно.

Хороший шашлык — от десятки за штучку.

Теперь пара слов о местной мечети. В Сиани их несколько — мелких, но есть и одна здоровая. Так и называется — Сиань цинчжэнь дасы 西安清真大寺, сиречь Большая сианьская мечеть. Расположена она в самом сердце мусульманского квартала.

Именно эта улочка, больше похожая на щель — четыре лаовая с трудом разойдутся, — и ведет к мечети. Найти улочку вовсе не так просто — хотя казалось бы: мечеть! большая! старая! — и тем не менее, если вы не были здесь раньше или не можете попросить окружающих на адекватном языке указать вам верный путь, придется проплутать какое-то достаточное для зарождения сомнений время. Висит, правда, на столбе рядом с горловиной улочки такой невзрачный зеленый указатель «в мечеть сюда» — но исключительно на иностранном языке, и он он теряется в массе других указателей, могучих и крупных, с лампочками, направляющих жаждущих в отели типа чжаодайсо или в другие подобные высококультурные места. Так что фиг найдешь. Но найти надо: оно того стоит. Говорят, вход стоит денег, но мы проскочили бесплатно, то есть даром: было время намаза. (Нет, это не был злой умысел с нашей стороны, мы вовсе не собирались лишить китайских мусульман заслуженных денег. Просто так получилось.)

Понятно, что человек, который ни разу в китайских старых мечетях не был, увидев все это, скорее всего удивленно спросит: а где мечеть-то? да это же обычный китайский храм! И такой человек до определенной степени будет прав: культовые сооружения, ставшие в старом Китае прибежищем для иноземных религий, в архитектурном смысле совершенно традиционно-китайские. Такая, согласно сохранившимся свидетельствам, была в XIII веке и знаменитая кайфэнская синагога (как сейчас — не скажу: в этот раз в Кайфэн не попал).

То же и в Синьцзяне и Цинхае (вот выше — саларский минарет, снимок 2008 года), только на верхушке пагоды-минарета может быть для разнообразия укреплен полумесяц. Мечеть не опознается визуально, она опознается потому, что на ней написано: это — мечеть.

Сианьская мечеть, благодаря сохранившимся надписям на каменных стелах, датируется 742 годом, то есть была выстроена аж при династии Тан и исторически ей почти тыща триста лет. Понятно, что с того времени ничего — ну кроме указанных стел — не сохранилось, тут все многократно переделано и перестроено, о чем свидетельствуют многочисленные стелы сунского, минского и цинского времени.

Говорят, тут хранится список Корана — рукописный, разумеется, — минского времени, но кого попало на него смотреть не пускают.

А вот — главный молельный зал, куда, понятно, тоже помимо намаза никого не пускают. Сооружение, проверенное временем, что местами весьма заметно.

Вообще же, несмотря на плакат у главного входа, гласящий о том, что партия, правительство и сочувствующие широкие массы регулярно делают существенные денежные вливания в дело реставрации мечети, весь комплекс не производит впечатления жизнерадостного новодела, только вчера щедро раскрашенного яркими масляными красками. Нет, на беседках и залах лежит печать времени, местами весьма заметная. И это, по мне, не так плохо: чувствуется, что заведение — старое, а кроме того, востребованное по прямому назначению, а не для удовлетворения туристических нужд (хотя туристов тут полно).

Атмосфера на территории мечети тихая, умиротворяющая, а ведь стоит она в самом центра мусульманского квартала — квартал обступил мечеть со всех сторон, вплотную. И тем не менее. Почти не слышно шума городского.

Словом, будете в Сиани — не побрезгуйте мусульманским кварталом и мечетью. Мусульманами вы от этого не станете, а удовольствие получите. Единственно — посещая квартал, лучше не ешьте там ничего. Все то, что жарят и парят на улице, прямо там, не отходя от лавки, в большинстве случаев и предполагается есть — стоя и щедро поливая себя жиром, поскольку кругом — толпа. В ряде случаев рядом с лавками присутствует некое помещение со столиками, куда можно впереться с приобретенной едой и принять ее внутрь с минимальным комфортом. Но, как вы понимаете, в квартал вместе с вами пришли буквально все — причем, одновременно. И эти самые все тянутся поесть сидя не менее вашего, а то и — гораздо более. То есть это — развлечение на любителя. Хотя шашлыки местами попадаются просто превосходные.

Такие дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *