Не со всем в нижеследующем тексте я до конца согласен, но общий посыл очень правильный. Если бы еще наверху обо всем этом крепко задумались…
Сегодня мы обсуждаем первый пакет антикризисных мер правительства. Но в России не просто кризис. Кризисы были в 1998, 2008, 2014 годах. Сейчас другое, мы столкнулись с кризисом-матрёшкой, где один кризис вложен в следующий.
Запад задумал своими санкциями обрушить экономическую, общественную и политическую систему России. Как в 1991 году, когда изменился весь уклад нашей жизни.
Мы прошли через тот кризис, пройдём и через этот. Сейчас важен наш опыт экономического выживания. Мы должны сделать ставку на деятельного гражданина – так называемый коммерческий пролетариат, на массовую низовую экономику.
Я 20 лет возглавлял научно-производственную компанию. С нуля построил компанию – лидера отрасли. И хорошо знаю, сколько времени и сил требуется для того, чтобы выстроить технологическую цепочку. Для одного-единственного продукта. Оборудование, сырье, комплектующие. Сотни, тысячи компонентов, разбросанные по разным странам, которые надо собрать воедино.
Санкции в их нынешнем варианте – попытка блицкрига Запада в отношении нашей экономики. Попытка обрушить общественные связи, политическую систему.
Запад хочет разрушить связанность России и мира. Причем сразу и всей страны и каждого отдельного предприятия. Собрать их заново в этих условиях – сложная задача. Чтобы наша экономика и сама наша жизнь не рухнула, мы обязаны это сделать быстро, за 2-3 месяца. Иначе производство и торговля встанут.
Люди, которые заново построят эти цепочки, вплетут Россию в мир – настоящие Герои труда. Герои России. Как бы неожиданно это ни звучало. Это производственники, менеджеры по закупкам, маркетологи, логисты, айтишники, планеры, все те, чью работу многие политики, чиновники, силовики, «иностранные агенты» и простые потребители не замечали. Все эти люди – это активная и жизнеспособная часть нашего народа.
Нам надо удержаться от соблазна связать им руки и вернуться к плановой экономике. Это утопия, тупик, мы это уже проходили. Госрегулирование цен – прямой путь к дефициту товаров и талонам.
Сейчас, когда производители распродадут свои запасы, им нужно будет произвести новую продукцию, а для этого закупить сырье и комплектующие по новым, более высоким ценам. Если сейчас ввести фиксированные цены в торговле, то предприниматели просто не смогут произвести новые товары, и просто нечего будет покупать.
Это будет удар по производящему и управленческому классу, по всем тем, на кого сейчас страна может опереться, кто может пересобрать всю экономику заново.
И в 1998, и в 2008 у правительства хватило ума не пытаться регулировать цены. Цены будут снижаться, только если будет расти производство и конкуренция. Это единственный путь, другого нет.
Нужна новая ёмкая экономическая политика, новый НЭП. 100 лет назад НЭП помог преодолеть разруху после политики «военного коммунизма». Сегодня тоже нужен новый подход, вовлекающий миллионы производителей в экономику сопротивления.
Возможности есть. С уходом западных компаний освобождаются целые направления. Их можно и нужно занять. Уходит Икеа – это шанс для отечественных производителей мебели. Уходит «Скания» — появляются новые возможности у ГАЗа, КАМАЗА. Уходит «Нестле» будем есть наш шоколад, он гораздо вкуснее.
Открываются перспективы для развития отечественных производителей лекарств, продуктов питания, пошива одежды. Но решать эту задачу придется рядовым предпринимателям, малым и средним.
Необходимо предоставить им максимальную свободу труда, производства и распоряжения своими финансами и умениями. Поддержка малых, семейных и средних предприятий, «гаражной экономики» позволит наполнить рынок розницы, избежать дефицита товаров.
Необходимо отказаться от политики «освоения средств». Денег в стране мало, все они должны идти в дело. Нужны ли нам все эти институты развития, нацпроекты? Наш главный нацпроект сегодня – выжить. Сохранить экономику, рабочие места и уверенность в завтрашнем дне. Другое расходование бюджетных средств предлагаю считать растратой и воровством в тылу.
Теперь предложения.
Сегодняшняя налоговая нагрузка чрезмерна. Она не позволяла производству развиваться даже в хорошие времена. В условиях санкций – она становится неподъемной. Необходимо срочно снизить налоги.
Снизить НДС для производственных компаний, снизить размер страховых выплат с зарплат.
Поощрять развитие производства и технологий. Обеспечить длинными, 10-ти летними деньгами по ставке 6% годовых.
Ввести коммерческую ипотеку/лизинг для производственных помещений.
Провести аминистию по штрафам.
Снизить тарифы для бизнеса на коммунальные услуги до уровня тарифов для физических лиц.
Передать в безвозмездную аренду землю, например, на 25 лет для создания крестьянско-фермерских хозяйств.
Главная задача сейчас для страны – быстро восстановить рынки. Начинать с самых массовых, с ширпотреба. В девяностые торговали все, даже бабушки у метро. Сегодня эту роль должна сыграть интернет-торговля — маркетплейсы. Дать возможность торговать и зарабатывать в интернете всем, самым простым людям. Отказаться от введения любых новых ограничений в отношении торговли российских компаний через Интернет, включая пищевую продукцию.
Отказаться от обязательной маркировки всех потребительских товаров, особенно молока, воды, соков, кондитерских изделий. Всего, что не является предметами роскоши.
Упростить процедуру сертификации потребительских товаров. Перейти с разрешительного на уведомительный порядок. Если все это регистрировать, оформлять, как это было в прежнюю эпоху, уйдут годы, а нам нужно срочно восполнять дефицит.
Это основное. Мы направили в оперативный штаб по противодействию санкциям, более 70 конкретных предложений по поддержке народного предпринимательства.
И в заключение. Во времена стабильности нам не хватало смелости раскрепостить экономику. Боясь потерять стабильность, мы теряли время. Сегодня, когда стабильности нет и терять больше нечего, мы должны действовать решительно.
Надо дать людям полную свободу труда. Люди давно этого ждут. Другого способа построить сильную экономику самообороны у нас нет.
Чтобы это сделать, сегодня, как никогда, нам нужно укрепить доверие в собственном обществе. Нам нужен гражданский мир в России.