Четыре драгоценности 150

Автор: | 12 июня, 2025

«Другие записи из Лунчуани» 龍川別志 Су Чэ (蘇轍 1039—1112)

На склоне лет Чжэнь-цзуна разбил недуг, и он опасался, что уже не поднимется.
Однажды он заговорил об этом с находившимся рядом евнухом, его звали Чжоу Хуай-чжэн, — и выразил желание временно передать бразды правления наследнику.
А Хуай-чжэн был из свиты наследника. Выйдя от императора, он стал советоваться с Коу Чжунем — решили, что тут же нужно возвести наследника на престол, удалить от двора госпожу Лю и подвергнуть опале Дин Вэя и других его единомышленников. Коу Чжунь велел Ян И подготовить черновик соответствующих указов, а Ян И сказал по секрету Чжан Яню, младшему брату своей жены: «Через несколько дней правление обновится!»
Слух просочился наружу, и ночью Дин Вэй в женской повозке тайно приехал к Цао Ли-юну. Составили план: казнить Хуай-чжэна, подвергнуть опле Чжуня — и вызвали в Государственную канцелярию Ян И.
Ян И от ужаса обмочил все платье и изменился в лице до неузнаваемости. А Вэй относился к нему с большим уважением, и в мыслях не имея причинить ему вред.
— Необходимо сделать перестановку чиновных лиц, — мягко объяснил ему Дин Вэй. — И я всего лишь хотел даровать вам хорошее назначение.
Тогда Ян И начал приходить в себя.
Чжунь, еще составляя свой план, хотел послать гонцов во все концы с тем, чтобы, как говорится, быстрее ветра устранить противников, а Ян И собирался поручить огласить новые указы, и послал за своим зятем Ван Шу в провинцию. Шу же прознал, что ничего не выйдет, и заставил Коу Чжуня свернуть все дело. Опасаясь неминуемой беды, Ван Шу спрятал те черновики указов — велел жене укрыть их в сундуке между платьями.
Когда же императрица Лю опочила, при дворе захотели вернуться к старым порядкам, что были при Коу Чжуне. Ван Шу достал те бумаги — но знаки все стерлись, пропали, было не разобрать, что написано. В память об этой истории Ян И был дарован почетный пост начальника Департамента церемоний и посмертное имя Вэнь.
Ли Шу написал Коу Чжуню славословие, и вкратце там говорилось: «С былых времен, с конца годов Тянь-си, рукою крепкой управлял, блюдя покой дворцовый, умел придворных именитых урезонить, суждения его ценились выше всех».
Ведь Коу Чжунь по характеру своему был верен государю, искренен и честен, не мог он таить своекорыстные замыслы, но коли то дело удалось бы воплотить, то уж непременно вышло бы косо-криво — неминуемая беда для страны!

Примеч. Чжоу Хуай-чжэн (周懷政 ?—1020) — высокопоставленный сунский придворный евнух. За участие в заговоре был казнен. Госпожа Лю — императрица Лю (劉皇后 969—1033). Ян И. — Когда Чжэнь-цзун заболел, способствовал плану Коу Чжуня возвести на трон наследника (в пику намерениям Дин Вэя вместе с императрицей Лю узурпировать власть, покуда наследник еще мал). План потерпел неудачу, и Ян И был казнен. Цао Ли-юн (曹利用 971—1029) — сунский сановник. Повесился. Ван Шу (王曙 963—1034) и Ли Шу (李淑 1002—1059) — сунские чиновники. Годы Тянь-си — 1017—1021.