Четыре драгоценности 283

Автор: | 23 октября, 2025

«Записи И-цзяня» 夷堅志 Хун Мая (洪邁 1123—1202)

КНИЖНИК ВАН ИЗ ЦЗИНАНИ

Книжник Ван из Цзинани был из рода государева советника Ван Цин-цзэна. Сдав экзамены, покинул столицу и, проехав несколько десятков ли, решил остановиться на отдых в доме, что стоял у дороги. Хозяин оказался тоже из ученых — пригласил Вана остаться и выпить вина.
Ван заметил, что за домом книжника высятся-стоят другие строения — окна закрывали изумительной прелести занавеси — и спросил, кто там обитает.
— Один чиновник, назначенный в Соляное ведомство в Минь, — отвечал хозяин. — Сам он отправился к месту назначения, а семью пока оставил здесь ожидать, пока он не вступит в должность. Уже месяц прошел!
Ван издалека незаметно вгляделся — а там ходит девушка, очень молодая и красивая. Ван уставился на нее и не мог отвести глаз.
Настал вечер. Хозяин пригласил Вана переночевать, заговорил с ним, стал расспрашивать о том, откуда он и какого рода. Выяснил, что Ван еще не женат, и сказал ему:
— А ведь у этого чиновника в семье есть дочь прелести несказанной, и меня как раз попросили подобрать ей достойную пару. Вам, быть может, это интересно?
Ван с радостью согласился, но выразил опасение, что дело не сладится. Тогда хозяин взял сватовство на себя, и на другой день сговор совершился.
Мать девушки пригласила Вана к себе и сказала ему:
— Супруг мой сейчас далеко, вступает в должность. Он так горячо любит свою дочь и так давно искал ей достойную пару, но мы никак не думали, что столь внезапно обретем настолько прекрасного зятя! Однако же что вы, что мы сейчас в дороге и не можем провести все положенные церемонии, так что давайте их опустим!
Наспех приготовили сговорные дары, выбрали счастливый день и поженили молодых, после чего Вану и его новой жене было позволено продолжить путь на его родину, в Цзинань, вместе. Вскоре из Минь как раз прибыл посланец с письмом, что можно уже отправляться в дорогу, и Ван распрощался с тещей. Больше он о родственниках жены ничего не слышал и не находил в этом ничего подозрительного. Жена же его держала себя совершенно непринужденно.
Прошло четыре-пять лет, и она родила мужу двоих сыновей. В повседневной жизни и обыденных привычках она ничем не отличалась от других женщин — единственно, когда мальчик-слуга приносил ведра с колодезной водой, она брала только первое, а остальные выливала, говоря, что там вода нечистая. Еще при ней была девочка-служанка, взятая из дома, и жена Вана ела приготовленную только ею пищу и носила сшитое только ею платье. Если кто другой готовил или шил, не принимала. А по ночам приказывала служанке спать у ее ложа.
Однажды она вдруг сказала Вану:
— Что-то я неважно себя чувствую, должна прилечь. Не входите ко мне в комнату и не тревожьте меня.
Ван согласился.
Тут вдруг загрохотал гром, полетели молнии, хлынул как из ведра дождь, вспышки сверкали, полыхая огнем, — все домочадцы Вана были перепуганы. Вдруг в один миг все стихло — и оказалось, что жена и ее служанка пропали неведомо куда!
До этого, когда Ван только направлялся в столицу, в некоем месте он проезжал мимо кумирни Матери драконов и зашел в нее совершить поклонение. Там стояла статуя девы-дракона — обликом совершенно прелестная! У Вана забилось сердце, он взмолился про себя, что, если бы когда-нибудь ему выпало жениться на подобной девушке, счастью его не было бы предела. Когда же он вышел за ворота кумирни, то увидел: на седле его лошади свилась кольцами огромная змея, и как он ее ни гнал — не уползала. Ван очень испугался, вернулся в кумирню и вознес молитву об отвращении беды, а когда выглянул — змеи не было. А потом случилась эта удивительная встреча в пути.
Люди знающие подозревают, что жена Вана и была той самой девой-драконом.

Примеч. Ван Цин-цзэн (王慶曾 кон. XI—перв. пол. XII в.) — сунский сановник, государевым советником был назначен в 1142 г. Положенные церемонии. — Обычно при заключении брака их было шесть: жених посылал в дом семьи невесты гуся, демонстрируя тем самым свое желание породниться; после происходило узнавание имени невесты, дабы провести гадание о благоприятности брака; далее семья невесты извещалась о положительном результате гадания (во время этих этапов в семью невесты также посылали подарки), далее проводился обряд посылки закрепляющего свадебный сговор подарка в дом невесты; после определялся благоприятный для бракосочетания день и ожидалось согласие из семьи невесты; наконец, происходила церемония встречи невесты в доме жениха.