«Записи И-цзяня» 夷堅志 Хун Мая (洪邁 1123—1202)
ЗАБОЙЩИК СКОТА МАНЬ ИЗ ИДУ
Забойщик скота Мань И из Иду был нрава злобного, яростного, обладал огромной физической силой, совершенно не боялся демонов и духов. Пьяным проходя мимо деревенской кумирни, тыкал пальцем в изображение духа и оскорбительно ругался — такое поведение вошло у него в обычай.
Местный шаман по имени Юань Янь-лун, человек плутоватый, сказал по секрету некоему самому зажиточному члену сельской общины:
— Кумирня Эр-лана стоит разрушенная уже много лет, и я бы хотел, что называется, зажечь в ней новый огонь, но местные крестьяне не очень-то хотят в том участвовать. Забойщик же Мань известен своей свирепостью в неверии в духов, каждый об этом знает не понаслышке — и если мы с его помощью организуем божественное знамение, тогда дело точно сладится!
Шаман пригласил Мань И на вино, а когда тот напился, сказал ему следующее:
— Хочу выбрать благоприятный день и провести моления у кумирни Эр-лана. В это время соберется толпа. Ты, по своему обыкновению пьяный, не сможешь ли явиться туда с громкими криками, наорать на зевак, подняться в зал и сесть на главное место, где полагается быть статуе божества, выпить жертвенное вино, съесть жертвенное мясо и начать ругать духа на все лады, чтобы все от испуга попадали? Сможешь ли?
— Да это как раз то, о чем я мечтаю! — во-одушевился Мань. — Ничего трудного!
В назначенный день Юань собрал несколько сотен молодых парней, установил вдоль дороги хоругви всех мастей, приготовил жертвенное вино, мясо и бумажные деньги — всё устроил в высшей степени пышно. Гремели барабаны, играла музыка — и тут к храму примчался Мань, решительно уселся на место духа и провозгласил:
— Я — божество!
Схватил приготовленные для жертвоприношения вино и мясо, все сожрал и принялся бранить духа. Он ругался очень долго — и вдруг словно рассудка лишился, изо рта, носа, ушей и глаз его хлынула кровь, Мань ничком упал наземь и умер. Люди сочли, что Мань вызвал гнев духа и сам навлек на себя беду и, трепеща перед божественным могуществом, наперебой понесли в кумирню деньги. Кумирня дивно расцвела.
Спустя несколько лет ученик Юаня, недовольный количеством ценностей, которое ему доставалось, отправился в уездное управление и рассказал эту историю. Юаня схватили, допросили и примерно наказали.