Китай-25. Часть 5

Автор: | 19 октября, 2011

Конечно, несколько самонадеянно было бы считать, что за каких-то несколько дней можно составить действительно объективное представление о незнакомом доселе городе — я в данном случае веду речь о Сиане. Ведь город состоит из как минимум двух важных частей: из достопримечательностей, по которым носятся взмыленные туристы, и собственно города в самом широком смысле этого слова: планировки, архитектуры, климата, народонаселения, городских обычаев и привычек, удобства жизни и так далее и тому подобное. Да взять те же любимые мною урны — сколь велико их разнообразие в китайских городах и сколь созвучны именно этому городу бывают присущие ему урны!

Так вот, в Сиане со всем перечисленным, включая урны, — хорошо. Во-первых, достопримечательности. Их есть — и много. Помимо городской стены. В незнакомом городе вовсе не следует пренебрегать давно проложенными туристическими тропами, и один из примерных туристических наборов таков.

Это вход в музей-раскоп стоянки так называемого баньпоского человека (от названия деревни, где оно все было найдено — Баньпо), неолитического, примерно третье тысячелетие до нашей эры. Мужественные китайские археологи копают тут с 1953 года — тогда над раскопом была сооружена временная крыша, скоро пришедшая в негодность, после чего китайские партия и правительство вложили немного денег в сооружение настоящего археологического храма.

Вот, собственно, часть раскопа — отчетливо видны остатки жилища, круглого, на столбах, с очагом посередине. Для большей наглядности всюду установлены мониторы, показывающие анимированную реконструкцию жизни и деятельности баньпоских людей.

Помимо самого раскопа в археологическом храме присутствует экспозиция, демонстрирующая некоторое — небольшое — количество находок: глиняная утварь, костяные и деревянные орудия труда, содержимое захоронений, включая неолитические останки.

Ну и — само собой — панорамные картины жизни и труда баньпоских мужчин и женщин, выполненных в полный рост. Музей-раскоп занимает немаленькую территорию и в нем практически никого нет. Видимо, не сезон нынче глядеть на баньпоского человека. Однако же масштабность сооружения поражает: у партии и правительства находятся существенные деньги для подобных случаев. Аж зависть берет при мысли о наших российских археологах.

Есть также очевидный смысл посетить предприятие по штамповке терракотовых солдат Цин Ши-хуана — всех размеров и мастей. В небольшом цеху сидят три китайские тетеньки, споро заполняющие глиной формы и заставляющие бесконечные стеллажи готовыми для окраски полуфабрикатами. Производительность тетенек — ошеломляющая. Именно отсюда солдатики эти расходятся по всему Китаю. Вот он — зал готовой продукции. Все это можно купить — само собой.

Также, наверное, имеет смысл завернуть на гору Лишань, но с полной уверенностью рекомендовать это я не могу. На горе — несколько даосских храмов, новеньких, чистеньких, с иголочки.

Между тем, сама-то гора вполне знаменитая — хотя бы тем, что некогда танский император Сюань-цзун (на троне 712-756) выстроил тут для своей любимой наложницы Ян гуйфэй цельный дворцовый комплекс, от которого нынче мало что осталось. Так что — подъемник (закрытый) и те самые храмы.

Отсутствие же металла в моем голосе объясняется тем, что комплексный билет — подъемник в оба конца и собственно пропуск на гору — стоит по нынешним временам аж сто тридцать юаней, каковое вложение, на мой взгляд, в достаточной мере не окупается.

Впрочем, тут уж пусть каждый решает сам: вот в моем активе, например, теперь есть еще одна китайская гора, на которую я поднялся. Там в общем и целом хорошо, красиво и спокойно. Временами хочется удалиться в горные кусты и зажить безыскусной жизнью даоского отшельника.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *